Я водку не пью - я ей душу дезинфицирую.
Источник: Blotter
Публичные выступления являются важнейшей частью работы президентов США. Фактически, Белый Дом превратился в настоящую фабрику по производству текстов выступлений.
читать дальше
Принято считать, что ежегодно среднестатистический президент США "наговаривает" 2.5 тыс. страниц текста. Однако это не предел: за первые полтора года президентства Билла Клинтона, было подготовлено почти 16 тыс. страниц его выступлений, ремарок, обращений, заявлений и пр.
Сэмюэль Кернел, автор исследования "Идя к Народу: Новые Стратегии Президентского Лидерства", утверждает, что выступления президентов имеют невероятно важное значение. Таким способом президенты обращаются за поддержкой к американской публике. Если эта поддержка предоставляется, то у президента появляется намного больше пространства для политического маневра и больше рычагов влияния, прежде всего на высший орган законодательной власти США - Конгресс.
Большинство хозяев Белого дома пользовались услугами помощников при подготовке к выступлениям. К примеру, нынешнему президенту США Джорджу Бушу на протяжении больше части его президентства помогал готовить речи экс-редактор журнала US News and World Report Майкл Герсон (в феврале 2005 года он пошел на повышение и стал помощником президента в области политики и стратегического планирования). Герсон утверждал, что даже речи, не написанные президентом, всегда являются "отпечатками" его мыслей: "Наша задача не просто написать хорошую речь. Хорошая речь - это речь, которую мог бы подготовить и сам президент". Газета USA Today опубликовала мнение маститого спичрайтера Теодора Соренсена, который заметил, что "Буш, произносящий текст Герсона, звучит лучше, чем Буш, произносящий текст Буша".
Существует любопытное определение сути работы спичрайтера: "спичрайтер - это переводчик, который переводит бюрократический и академический язык на человеческий, и делает сложное - простым". В этой связи показательны две фразы, которые вошли в американский политический фольклор: "Человек, который пишет речи для президента, руководит страной" (автор - известный политик середины 20 века, кандидат в президенты США Томас Дьюи) и "Спичрайтеры не должны делать политику" (автор - бывший помощник президента Рональда Рейгана Роберт Макфарлейн).
Спичрайтеры часто привлекают к работе над выступлениями Буша и иных сотрудников Белого Дома. Обычно автор текста сотрудничает с одним или несколькими "исследователями" - специалистами (иногда это ученые с мировым именем), которые готовят фактическую основу речи, подбирают цифры, факты, исторические примеры, перепроверяют их и пр. К примеру, одну из речей Клинтона, посвященную сложной и противоречивой теме, готовили более полугода, причем в работе над текстом принимали активное участие профессора юриспруденции Гарвардского Университета.
Брэдли Паттерсон, автор книги "Сотрудники Белого Дома: Внутри Западного Крыла и Вокруг" отмечает, что то, насколько сами президенты вовлечены в процесс подготовки своих выступлений, становится известно обычно лишь после того, как они удаляются от дел, и их бывшие советники становятся более откровенными. Известно, что Ричард Никсон охотно читал "болванки" своих речей, подготовленные спичрайтерами, однако достаточно редко пользовался ими. Прирожденный оратор Никсон предпочитал, чтобы перед ним лежал готовый текст, однако он произносил свою, оригинальную речь, крайне редко обращаясь к шпаргалке. Президент Джон Кеннеди активно участвовал в подготовке своих выступлений, насыщая их новыми идеями и образами. Своеобразный рекорд установил Билл Клинтон, который смог произнести длинную и очень важную речь, несмотря на то, что отказал монитор, на котором появлялся текст выступления. Показательно, что эта речь Клинтона была признана одной из лучших в его политической карьере.
Методы работы президентов со спичрайтерами зависят от характера и привычек хозяев Белого Дома. Некоторые из них всегда и во всем опирались на работу своих помощников. Другие - тот же Клинтон - предпочитали опираться на свои силы. В случае с Клинтоном подобное легко объяснимо: он долгое время работал юристом, впоследствии стал губернатором небогатого штата и не мог позволить завести себе профессионального помощника для написания речей.
Первым прибег к помощи спичрайтера первый президент страны Джордж Вашингтон, который, как было известно всем его современникам, не обладал ораторскими способностями. Поэтому ему помогал редактировать тексты выступлений его соратник (и известный политик) Александр Гамильтон. Впоследствии эта практика продолжалась, хотя многие президенты США обладали несомненными личными способностями в сфере публичных выступлений. Первым профессиональным спичрайтером в истории США стал Джадсон Веливер, должность которого в аппарате Белого Дома называлась "литературный клерк". Он начал работать в этом качестве 4 марта 1921 года по приглашению президента Уоррена Гардинга. Ныне считается, что именно Веливер придумал для Гардинга блестящую фразу, которая на несколько лет стала его "визитной карточкой" - "Меньше правительства в бизнесе и больше бизнеса в правительстве". По иронии судьбы, друзья Гардинга, которых он ввел в свой Кабинет, использовали власть для личного обогащения, что стало причиной преждевременного окончания политической карьеры президента.
Президент Кальвин Кулидж (возглавлял США в 1923-1929 годы) первым создал в аппарате Белого Дома специальный Спичрайтерский Отдел. Любопытно, что в Кулидже сочетались, казалось бы, не сочетаемые привычки. С одной стороны, он был одним из наиболее доступных для прессы президентов - он даже согласился позировать фотографам, специально надев костюм индейца. С другой стороны, Кулидж больше молчал, чем говорил, а его ответы на вопросы журналистов могли служить образцом лаконичности. Кулидж объяснял свое молчание во время пресс-конференций следующим образом: "Часто я отвечаю только "да" или "нет". Мне кажется и этого слишком много, потому что у людей появляются лишние 20 минут, чтобы снова задавать мне вопросы".
Президент США может любить или не любить публичные выступления. Однако без них он не сможет действовать. Американцы уверены, что глава исполнительной власти США обязан общаться с избравшими его людьми.
В 2000 году в США была опубликована книга "Личности Президентов США", авторами которой стали светила психологии. Авторы попытались проанализировать, какого рода люди управляли США. Для этого были опрошены десятки историков, занимающихся изучением президентской власти США, и созданы психологические портреты бывших хозяев Белого Дома. Все президенты США были отнесены к различным психологическим типам. В группу "доминаторов" (стремившихся везде о всегда подавлять остальных своей волей) попали, например, Ричард Никсон, Линдон Джонсон и Теодор Рузвельт. Некоторые президенты были "хорошими парнями" (то есть, пытались играть подобную роль не только на публике, но и в государственном управлении) - среди них называют Джорджа Вашингтона, Дуайта Эйзенхауэра и Джеральда Форда. США также управляли "простаки" - например, Уильям Тафт, "актеры" - Рональд Рейган и Билл Клинтон\, "хозяйственники" - Джордж Буш-старший и Гарри Трумэн, "философы" - Томас Джефферсон, Абрахам Линкольн и Джимми Картер. Однако, несмотря на все психологические различия, "успешные" президенты (то есть, пользовавшиеся большой популярностью у американцев и добившиеся решения важных государственных проблем), как правило, были экстравертами, любили экспериментировать, были уверены в себе, обладали здоровой агрессивностью, были весьма эмоциональными и часто фантазировали. Очень редко они были педантами, стремившимися везде и во всем навести порядок, в том числе и с помощью силы. Как известно, экстраверты любят общение с людьми и часто весьма болтливы.
По данным историка Лин Рагсдэйл, автора книги "Статистика Президентства", разные президенты США проявляли разный уровень ораторской активности (она проанализировала статистику с начала 1920-х годов до середины 1990-х и учитывала только важные речи). Наиболее велеречивым хозяином Белого Дома стал Ричард Никсон, который ежегодно произносил 8.1 важных речей. Герберт Гувер, наоборот, предпочитал хранить молчание - 1.8 речи за год правления. Для сравнения, для Билла Клинтона (учтен только первый срок президентства) этот показатель равен 3.5, для Джорджа Буша-старшего - 4.3, для Рональда Рейгана (второй срок) - 6.8.
С другой стороны, все это время неуклонно росло число появлений президентов США на публике и их общений с народом. К примеру, если Гувер (правил США в 1928-1932-е годы) выходил "в народ", в среднем, 100 раз в год, то Клинтон - 343 раза. Безусловно, активность президентов зависела от многих факторов, в том числе и состояния их здоровья, однако однозначно, что каждый последующий глава США выступал и отвечал на вопросы соотечественников чаще и дольше, чем его предшественник. Еще одна любопытная особенность: эта тенденция не прослеживается при анализе количества пресс-конференций, в которых участвовали президенты. Франклин Рузвельт давал по 83 пресс-конференции в год, "разговорчивый" Никсон - только 8, а Клинтон - 30.
Есть несколько типов речей, которые обязан произносить каждый президент страны. При вступлении в должность новый глава США произносит "инаугурационную речь". Эту речь традиционно транслируют большинство теле- и радиокомпаний США, а крупные газеты перепечатывают ее текст полностью. Считается, что именно это выступление позволяет понять приоритеты нового главы страны. Спичрайтеры пытаются добавить в инаугурационную речь яркую фразу, которая станет лейтмотивом политики нового президента. Рональд Рейган в инаугурационной речи заявил, что "правительство - это не способ решения проблем. Правительство - это проблема". Джордж Буш-старший попросил американцев, чтобы "лицо нации стало более добрым, а лицо мира - более великодушным". Билл Клинтон, в свою очередь, призвал "делать то, что Америка умеет лучше всего: предлагать больше возможностей для всех и требовать больше ответственности от каждого".
Вторая речь, относящаяся к "обязательной программе" президентов - "Послание к Конгрессу", которую произносят в начале каждого года - в январе. Как и инаугурационные речи, "Послание к Конгрессу" обычно собирает огромную аудиторию слушателей. Главная цель речи - обозначить приоритеты развития США на предстоящие 12 месяцев. Обычно эту речь начинают готовить за несколько месяцев до ее произнесения, президенты критикуют и дополняют текст своего выступления. Именно в "Послании к Конгрессу" Джордж Буш-младший пообещал принять меры, если Ирак не ликвидирует свои программы создания оружия массового уничтожения. Он также использовал выражение "ось зла", к которой отнес Ирак, Иран и Северную Корею. Помощник Буша, Дэвид Фрум, в книге "Белый Дом в Правильное Время. Поразительное Президентство Джорджа Буша", впоследствии писал, что его задача была проста - подготовить оправдание войны. Именно перу Фрума принадлежит фраза "ось зла".
Кроме этого, президенты в обязательном порядке произносят речи на съездах (конвенциях) своих партий. Это делается в преддверии новых выборов - однопартийцы формально одобряют кандидатуру действующего главы страны в качестве официального кандидата своей партии. Конвенционные речи, как правило, строятся по простой схеме: президент докладывает о своих успехах на поприще управления страной и строит планы на будущее. Трансляции с партийных съездов также привлекают большое внимание жителей США и поэтому считаются особо важными - они во многом влияют на результаты будущих выборов.
Существует также традиция еженедельного радиообращения президента к народу, которые выходят в эфир по субботам. Как правило, они посвящены разговору о текущих проблемах страны. Подобные речи должны быть легки для восприятия и часто снабжены шутками.
Менее известны выступления в Розовом Саду Белого Дома. Речи произносимые в саду, как правило посвящены приятным событиям - поздравлению спортсменов, ученых, общественных деятелей, встречам с различного рода делегациями американцев и пр. Соответственно, эти речи значительно более короткие, более развлекательные по содержанию и, как правило, редко цитируются политологами и историками.
Иной тип речи произносится при назначении президентом кандидата на высокую государственную должность (предложенная им кандидатура должна получить одобрение Сената). Президенты кратко объясняют, какие задачи должно решать то или иное ведомство, и доказывают, что кандидат идеально подходит для решения подобных задач.
Многие речи президентов США ныне считаются образцами ораторского искусства, а фразы из них стали "крылатыми" выражениями.
Стивен Лукас, профессор риторики из Университета Висконсина и его коллега Мартин Медхарст из Университета Техаса на основе опроса 137 экспертов опубликовали перечень ста величайших речей США 20 века. Рейтинг был составлен на основе двух критериев: во-первых, ораторского мастерства и, во-вторых, того влияния, которое та или иная речь оказала на Соединенные Штаты. Еще одно условие - оратор должен был быть постоянным жителем США.
В первую десятку наиболее выдающихся речей Америки вошли и несколько творений президентов страны. Первое место заняла речь "У Меня Есть Мечта" выдающегося общественного деятеля и борца за права человека Мартина Лютера Кинга, произнесенная в августе 1963 года в Вашингтоне. Во многом именно речь обусловила предоставление чернокожим американцам равных прав с белыми. На втором месте инаугурационная речь Джона Кеннеди (1961 год), в которой он призвал к созданию более безопасного мира, на третьем также инаугурационная речь Франклина Рузвельта (1933 год), в которой Рузвельт объявил о своих планах борьбы с Великой Депрессией в США и сумел вдохнуть в американцев надежду на преодоление экономического кризиса.
В число величайших ораторских шедевров США также попали: речь, произнесенная Барбарой Джордан на Конвенции Демократической партии США (1976 год), речь Ричарда Никсона (тогда кандидата в вице-президенты США), в которой он доказывал свое неучастие в коррупционном скандале (1952 год), речь радикального политика Малькольма Икс (1964 год), обращение президента Рональда Рейгана к народу о борьбе со стихийными бедствиями (1986 год), еще одна речь Джона Кеннеди, произнесенная в 1960 году перед членами Ассоциации Государственных Служащих Хьюстона, и "Послание к Конгрессу" президента Линдона Джонсона, в которой он призвал предоставить равные избирательные права всем американцам (1965 год).
Некоторые фразы, произнесенные президентами США, становились широко известными и обретали долгую жизнь не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире.
Джордж Вашингтон: "Считайте себя добропорядочным человеком. Это позволит Вам улучшить свою репутацию и в глазах иных людей. Лучше быть одиночкой, чем находиться в дурной компании".
Джон Адамс: "Я изучаю политику и военное искусство, чтобы мои дети смогли изучать математику и философию".
Джон Квинси Адамс: "Всегда голосуйте в поддержку своих принципов. Даже если Ваш голос единственный - он не пропадет".
Эндрю Джексон: "Один храбрый человек способен составить большинство в любом собрании".
Мартин Ван Бюрен: "Легче сделать работу правильно, чем объяснить, почему не сделал ее".
Абрахам Линкольн: "Вы можете обманывать всех людей некоторое время, вы можете обманывать группу людей все время, но вы не можете обманывать всех людей все время". Он же: "Грех молчания превращает мужчин в трусов".
Франклин Рузвельт: "Я убежден, что единственная вещь, которой мы должны бояться - это страх перед собой. Это безымянный, беспричинный, неоправданный ужас, который парализует нас в попытках превратить поражение в победу".
Джон Кеннеди: "Не спрашивайте, что ваша страна сделала для Вас. Спросите - что вы можете сделать для вашей страны!".
читать дальшеПодготовлено по материалам ИА "НГТ"
Публичные выступления являются важнейшей частью работы президентов США. Фактически, Белый Дом превратился в настоящую фабрику по производству текстов выступлений.
читать дальше
Принято считать, что ежегодно среднестатистический президент США "наговаривает" 2.5 тыс. страниц текста. Однако это не предел: за первые полтора года президентства Билла Клинтона, было подготовлено почти 16 тыс. страниц его выступлений, ремарок, обращений, заявлений и пр.
Сэмюэль Кернел, автор исследования "Идя к Народу: Новые Стратегии Президентского Лидерства", утверждает, что выступления президентов имеют невероятно важное значение. Таким способом президенты обращаются за поддержкой к американской публике. Если эта поддержка предоставляется, то у президента появляется намного больше пространства для политического маневра и больше рычагов влияния, прежде всего на высший орган законодательной власти США - Конгресс.
Большинство хозяев Белого дома пользовались услугами помощников при подготовке к выступлениям. К примеру, нынешнему президенту США Джорджу Бушу на протяжении больше части его президентства помогал готовить речи экс-редактор журнала US News and World Report Майкл Герсон (в феврале 2005 года он пошел на повышение и стал помощником президента в области политики и стратегического планирования). Герсон утверждал, что даже речи, не написанные президентом, всегда являются "отпечатками" его мыслей: "Наша задача не просто написать хорошую речь. Хорошая речь - это речь, которую мог бы подготовить и сам президент". Газета USA Today опубликовала мнение маститого спичрайтера Теодора Соренсена, который заметил, что "Буш, произносящий текст Герсона, звучит лучше, чем Буш, произносящий текст Буша".
Существует любопытное определение сути работы спичрайтера: "спичрайтер - это переводчик, который переводит бюрократический и академический язык на человеческий, и делает сложное - простым". В этой связи показательны две фразы, которые вошли в американский политический фольклор: "Человек, который пишет речи для президента, руководит страной" (автор - известный политик середины 20 века, кандидат в президенты США Томас Дьюи) и "Спичрайтеры не должны делать политику" (автор - бывший помощник президента Рональда Рейгана Роберт Макфарлейн).
Спичрайтеры часто привлекают к работе над выступлениями Буша и иных сотрудников Белого Дома. Обычно автор текста сотрудничает с одним или несколькими "исследователями" - специалистами (иногда это ученые с мировым именем), которые готовят фактическую основу речи, подбирают цифры, факты, исторические примеры, перепроверяют их и пр. К примеру, одну из речей Клинтона, посвященную сложной и противоречивой теме, готовили более полугода, причем в работе над текстом принимали активное участие профессора юриспруденции Гарвардского Университета.
Брэдли Паттерсон, автор книги "Сотрудники Белого Дома: Внутри Западного Крыла и Вокруг" отмечает, что то, насколько сами президенты вовлечены в процесс подготовки своих выступлений, становится известно обычно лишь после того, как они удаляются от дел, и их бывшие советники становятся более откровенными. Известно, что Ричард Никсон охотно читал "болванки" своих речей, подготовленные спичрайтерами, однако достаточно редко пользовался ими. Прирожденный оратор Никсон предпочитал, чтобы перед ним лежал готовый текст, однако он произносил свою, оригинальную речь, крайне редко обращаясь к шпаргалке. Президент Джон Кеннеди активно участвовал в подготовке своих выступлений, насыщая их новыми идеями и образами. Своеобразный рекорд установил Билл Клинтон, который смог произнести длинную и очень важную речь, несмотря на то, что отказал монитор, на котором появлялся текст выступления. Показательно, что эта речь Клинтона была признана одной из лучших в его политической карьере.
Методы работы президентов со спичрайтерами зависят от характера и привычек хозяев Белого Дома. Некоторые из них всегда и во всем опирались на работу своих помощников. Другие - тот же Клинтон - предпочитали опираться на свои силы. В случае с Клинтоном подобное легко объяснимо: он долгое время работал юристом, впоследствии стал губернатором небогатого штата и не мог позволить завести себе профессионального помощника для написания речей.
Первым прибег к помощи спичрайтера первый президент страны Джордж Вашингтон, который, как было известно всем его современникам, не обладал ораторскими способностями. Поэтому ему помогал редактировать тексты выступлений его соратник (и известный политик) Александр Гамильтон. Впоследствии эта практика продолжалась, хотя многие президенты США обладали несомненными личными способностями в сфере публичных выступлений. Первым профессиональным спичрайтером в истории США стал Джадсон Веливер, должность которого в аппарате Белого Дома называлась "литературный клерк". Он начал работать в этом качестве 4 марта 1921 года по приглашению президента Уоррена Гардинга. Ныне считается, что именно Веливер придумал для Гардинга блестящую фразу, которая на несколько лет стала его "визитной карточкой" - "Меньше правительства в бизнесе и больше бизнеса в правительстве". По иронии судьбы, друзья Гардинга, которых он ввел в свой Кабинет, использовали власть для личного обогащения, что стало причиной преждевременного окончания политической карьеры президента.
Президент Кальвин Кулидж (возглавлял США в 1923-1929 годы) первым создал в аппарате Белого Дома специальный Спичрайтерский Отдел. Любопытно, что в Кулидже сочетались, казалось бы, не сочетаемые привычки. С одной стороны, он был одним из наиболее доступных для прессы президентов - он даже согласился позировать фотографам, специально надев костюм индейца. С другой стороны, Кулидж больше молчал, чем говорил, а его ответы на вопросы журналистов могли служить образцом лаконичности. Кулидж объяснял свое молчание во время пресс-конференций следующим образом: "Часто я отвечаю только "да" или "нет". Мне кажется и этого слишком много, потому что у людей появляются лишние 20 минут, чтобы снова задавать мне вопросы".
Президент США может любить или не любить публичные выступления. Однако без них он не сможет действовать. Американцы уверены, что глава исполнительной власти США обязан общаться с избравшими его людьми.
В 2000 году в США была опубликована книга "Личности Президентов США", авторами которой стали светила психологии. Авторы попытались проанализировать, какого рода люди управляли США. Для этого были опрошены десятки историков, занимающихся изучением президентской власти США, и созданы психологические портреты бывших хозяев Белого Дома. Все президенты США были отнесены к различным психологическим типам. В группу "доминаторов" (стремившихся везде о всегда подавлять остальных своей волей) попали, например, Ричард Никсон, Линдон Джонсон и Теодор Рузвельт. Некоторые президенты были "хорошими парнями" (то есть, пытались играть подобную роль не только на публике, но и в государственном управлении) - среди них называют Джорджа Вашингтона, Дуайта Эйзенхауэра и Джеральда Форда. США также управляли "простаки" - например, Уильям Тафт, "актеры" - Рональд Рейган и Билл Клинтон\, "хозяйственники" - Джордж Буш-старший и Гарри Трумэн, "философы" - Томас Джефферсон, Абрахам Линкольн и Джимми Картер. Однако, несмотря на все психологические различия, "успешные" президенты (то есть, пользовавшиеся большой популярностью у американцев и добившиеся решения важных государственных проблем), как правило, были экстравертами, любили экспериментировать, были уверены в себе, обладали здоровой агрессивностью, были весьма эмоциональными и часто фантазировали. Очень редко они были педантами, стремившимися везде и во всем навести порядок, в том числе и с помощью силы. Как известно, экстраверты любят общение с людьми и часто весьма болтливы.
По данным историка Лин Рагсдэйл, автора книги "Статистика Президентства", разные президенты США проявляли разный уровень ораторской активности (она проанализировала статистику с начала 1920-х годов до середины 1990-х и учитывала только важные речи). Наиболее велеречивым хозяином Белого Дома стал Ричард Никсон, который ежегодно произносил 8.1 важных речей. Герберт Гувер, наоборот, предпочитал хранить молчание - 1.8 речи за год правления. Для сравнения, для Билла Клинтона (учтен только первый срок президентства) этот показатель равен 3.5, для Джорджа Буша-старшего - 4.3, для Рональда Рейгана (второй срок) - 6.8.
С другой стороны, все это время неуклонно росло число появлений президентов США на публике и их общений с народом. К примеру, если Гувер (правил США в 1928-1932-е годы) выходил "в народ", в среднем, 100 раз в год, то Клинтон - 343 раза. Безусловно, активность президентов зависела от многих факторов, в том числе и состояния их здоровья, однако однозначно, что каждый последующий глава США выступал и отвечал на вопросы соотечественников чаще и дольше, чем его предшественник. Еще одна любопытная особенность: эта тенденция не прослеживается при анализе количества пресс-конференций, в которых участвовали президенты. Франклин Рузвельт давал по 83 пресс-конференции в год, "разговорчивый" Никсон - только 8, а Клинтон - 30.
Есть несколько типов речей, которые обязан произносить каждый президент страны. При вступлении в должность новый глава США произносит "инаугурационную речь". Эту речь традиционно транслируют большинство теле- и радиокомпаний США, а крупные газеты перепечатывают ее текст полностью. Считается, что именно это выступление позволяет понять приоритеты нового главы страны. Спичрайтеры пытаются добавить в инаугурационную речь яркую фразу, которая станет лейтмотивом политики нового президента. Рональд Рейган в инаугурационной речи заявил, что "правительство - это не способ решения проблем. Правительство - это проблема". Джордж Буш-старший попросил американцев, чтобы "лицо нации стало более добрым, а лицо мира - более великодушным". Билл Клинтон, в свою очередь, призвал "делать то, что Америка умеет лучше всего: предлагать больше возможностей для всех и требовать больше ответственности от каждого".
Вторая речь, относящаяся к "обязательной программе" президентов - "Послание к Конгрессу", которую произносят в начале каждого года - в январе. Как и инаугурационные речи, "Послание к Конгрессу" обычно собирает огромную аудиторию слушателей. Главная цель речи - обозначить приоритеты развития США на предстоящие 12 месяцев. Обычно эту речь начинают готовить за несколько месяцев до ее произнесения, президенты критикуют и дополняют текст своего выступления. Именно в "Послании к Конгрессу" Джордж Буш-младший пообещал принять меры, если Ирак не ликвидирует свои программы создания оружия массового уничтожения. Он также использовал выражение "ось зла", к которой отнес Ирак, Иран и Северную Корею. Помощник Буша, Дэвид Фрум, в книге "Белый Дом в Правильное Время. Поразительное Президентство Джорджа Буша", впоследствии писал, что его задача была проста - подготовить оправдание войны. Именно перу Фрума принадлежит фраза "ось зла".
Кроме этого, президенты в обязательном порядке произносят речи на съездах (конвенциях) своих партий. Это делается в преддверии новых выборов - однопартийцы формально одобряют кандидатуру действующего главы страны в качестве официального кандидата своей партии. Конвенционные речи, как правило, строятся по простой схеме: президент докладывает о своих успехах на поприще управления страной и строит планы на будущее. Трансляции с партийных съездов также привлекают большое внимание жителей США и поэтому считаются особо важными - они во многом влияют на результаты будущих выборов.
Существует также традиция еженедельного радиообращения президента к народу, которые выходят в эфир по субботам. Как правило, они посвящены разговору о текущих проблемах страны. Подобные речи должны быть легки для восприятия и часто снабжены шутками.
Менее известны выступления в Розовом Саду Белого Дома. Речи произносимые в саду, как правило посвящены приятным событиям - поздравлению спортсменов, ученых, общественных деятелей, встречам с различного рода делегациями американцев и пр. Соответственно, эти речи значительно более короткие, более развлекательные по содержанию и, как правило, редко цитируются политологами и историками.
Иной тип речи произносится при назначении президентом кандидата на высокую государственную должность (предложенная им кандидатура должна получить одобрение Сената). Президенты кратко объясняют, какие задачи должно решать то или иное ведомство, и доказывают, что кандидат идеально подходит для решения подобных задач.
Многие речи президентов США ныне считаются образцами ораторского искусства, а фразы из них стали "крылатыми" выражениями.
Стивен Лукас, профессор риторики из Университета Висконсина и его коллега Мартин Медхарст из Университета Техаса на основе опроса 137 экспертов опубликовали перечень ста величайших речей США 20 века. Рейтинг был составлен на основе двух критериев: во-первых, ораторского мастерства и, во-вторых, того влияния, которое та или иная речь оказала на Соединенные Штаты. Еще одно условие - оратор должен был быть постоянным жителем США.
В первую десятку наиболее выдающихся речей Америки вошли и несколько творений президентов страны. Первое место заняла речь "У Меня Есть Мечта" выдающегося общественного деятеля и борца за права человека Мартина Лютера Кинга, произнесенная в августе 1963 года в Вашингтоне. Во многом именно речь обусловила предоставление чернокожим американцам равных прав с белыми. На втором месте инаугурационная речь Джона Кеннеди (1961 год), в которой он призвал к созданию более безопасного мира, на третьем также инаугурационная речь Франклина Рузвельта (1933 год), в которой Рузвельт объявил о своих планах борьбы с Великой Депрессией в США и сумел вдохнуть в американцев надежду на преодоление экономического кризиса.
В число величайших ораторских шедевров США также попали: речь, произнесенная Барбарой Джордан на Конвенции Демократической партии США (1976 год), речь Ричарда Никсона (тогда кандидата в вице-президенты США), в которой он доказывал свое неучастие в коррупционном скандале (1952 год), речь радикального политика Малькольма Икс (1964 год), обращение президента Рональда Рейгана к народу о борьбе со стихийными бедствиями (1986 год), еще одна речь Джона Кеннеди, произнесенная в 1960 году перед членами Ассоциации Государственных Служащих Хьюстона, и "Послание к Конгрессу" президента Линдона Джонсона, в которой он призвал предоставить равные избирательные права всем американцам (1965 год).
Некоторые фразы, произнесенные президентами США, становились широко известными и обретали долгую жизнь не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире.
Джордж Вашингтон: "Считайте себя добропорядочным человеком. Это позволит Вам улучшить свою репутацию и в глазах иных людей. Лучше быть одиночкой, чем находиться в дурной компании".
Джон Адамс: "Я изучаю политику и военное искусство, чтобы мои дети смогли изучать математику и философию".
Джон Квинси Адамс: "Всегда голосуйте в поддержку своих принципов. Даже если Ваш голос единственный - он не пропадет".
Эндрю Джексон: "Один храбрый человек способен составить большинство в любом собрании".
Мартин Ван Бюрен: "Легче сделать работу правильно, чем объяснить, почему не сделал ее".
Абрахам Линкольн: "Вы можете обманывать всех людей некоторое время, вы можете обманывать группу людей все время, но вы не можете обманывать всех людей все время". Он же: "Грех молчания превращает мужчин в трусов".
Франклин Рузвельт: "Я убежден, что единственная вещь, которой мы должны бояться - это страх перед собой. Это безымянный, беспричинный, неоправданный ужас, который парализует нас в попытках превратить поражение в победу".
Джон Кеннеди: "Не спрашивайте, что ваша страна сделала для Вас. Спросите - что вы можете сделать для вашей страны!".
читать дальшеПодготовлено по материалам ИА "НГТ"