О происхождении названия Киева и его прародителей — братьев Кия (в честь которого, следуя «Повести временных лет», и нарекли нашу нынешнюю столицу), Щека, Хорива и сестры их Лыбеди — и в советские, и в нынешние времена велось немало научно-исторических споров
Своей версией на этот счет поделился в письме в редакцию профессор из Черновцов Вячеслав Прокопчук:
«Упомянутые названия почти полностью созвучны с такими шведскими словами, как Kejsare — Кийсаре — царь (царь-город); Sjorovare — морской разбойник (пират) — звучит, как Шороваре (Шорив или Хорив); Skickliq (умелый, ловкий) — Щеклиг (отсюда Щек; и, наконец, Laber — Лыабер (Лыбидь), что значит свежий ветер.
Исходя из этого, есть все основания предполагать, что Киев был основан варяжским Кейсарем (князем викингов) совместно с сестрой по имени Свежий Ветер и его братьями Умелый (Ловкий) и Пират».
ОТ РЕДАКЦИИ. Напоминаем, что в свое время появление названия Киева связывалось и с сарматским словом «Кивы», что означает горы. Дело в том, что сарматские племена, обитавшие в районе Причерноморья — равнинной местности, — окрепнув, стали совершать военные походы и вверх по Днепру. И однажды якобы их предводитель при виде нынешних киевских холмов воскликнул: «Кивы!», что и стало впоследствии поводом для появления «матери городов русских». Науке известна и другая — скандинавская версия. В частности, Киев получил свое имя от датского короля Книве. По крайней мере, несколько лет назад один из журналистов «Ведомостей» получила на этот счет исчерпывающую и достаточно доказательную информацию в Копенгагене от ученых-историков. Будто бы в стародавние времена войско короля Книве добралось до днепровских берегов и, отстояв в борьбе со славянскими племенами захваченные земли, заложило град Киев. В пользу этой научной версии говорит тот факт, что естественное развитие племен, населяющих киевские земли, еще не пришло к становлению и развитию городов. Для этого, как известно, необходимы определенные предпосылки: отделение земледелия от скотоводства, появление орудий труда и форм самоорганизации общественных отношений. И именно таких подтверждающих фактов в жизни славянских племен археология так и не получила. Это, что весьма интересно, очень долго умалчивала официальная советская историография. Так что воззрения профессора Прокопчука могут дать богатую пищу для научных размышлений на сей счет.
Киевские ведомости